2 октября в России отмечают День профессионально-технического образования. Формированию системы подготовки собственных кадров для развития отечественной промышленности положили начало еще реформы Петра I, при котором появились первые технические училища. Следующей вехой стал рубеж 19 - 20 веков, когда в России происходил промышленный переворот. Вот тогда уже оформились принципы, согласно которым после получения теоретических знаний, ученик должен был получить практические навыки работы в той или иной отрасли по определённой специальности. Эту практику он получал на предприятии при кураторстве опытных мастеров. В СССР такую роль выполняли школы фабрично-заводского ученичества, к которым впоследствии присоединились ремесленные, заводские и художественные училища. Все эти учреждения по подготовке специалистов для различных отраслей промышленности и вошли в сформированную Указом от 2 октября 1940 года систему трудовых резервов страны.
Система профтехобразования переживала разные времена. Вместе с развалом Советского Союза пришла в упадок и промышленность страны. Предприятия разорялись, оказываясь не готовыми к переходу с плановой на рыночную экономику, лишаясь государственных заказов. Вместе с остановкой промышленных предприятий резко упал спрос на узкоспециализированные технические профессии.
На смену идее о важности рабочих профессий для государства пришла новая идея, базировавшаяся на наглядности того, что работать человеку с техническим образованием попросту негде. Рабочие профессии и технические специалисты оказались не нужны стране, а среди населения они потеряли всякую популярность и престижность. Вместе с деградацией промышленности начала приходить в упадок и прекрасно отлаженная система профессионального технического образования.
Тесно связанная с практическим обучением на предприятиях, которых становилось всё меньше, начавшая терять профессиональные педагогические кадры, пополнение которых происходило по остаточному принципу, система профессионально-технического образования переживала тяжёлые времена.
Менялось и поколение специалистов на тех предприятиях страны, которым удалось выжить в переходный период. Уровень знаний молодых специалистов требовал закрепления практикой (именно в этом и кроется основной принцип профессионально-технического образования, позволяющего готовить высококлассных специалистов). Получение рабочего места без определённого уровня практической подготовки и минимального стажа на предприятии по определённой специальности становилось крайне затруднительным.
Однако, течение времени постепенно начало возвращать государство на курс восстановления. Потребность страны в собственных промышленных предприятиях, выпускающих конкурентоспособную продукцию, а также обеспечивающих потребности не только внутреннего рынка, но и выпускающих продукцию для экспорта, способствовала восстановлению системы профессионально-технического образования.
«Трудиться престижно и почётно и в 21-м веке, поэтому год от года всё больше молодых талантливых ребят выбирают рабочую специальность и это даёт уверенность в том, что наша страна будет стабильно развиваться. Система среднего профессионального образования – драйвер современной экономики, залог достойного будущего России. Российские молодые профессионалы, представляющие нашу систему среднего профессионального образования, всегда в числе первых на любых соревнованиях. Ребята показывают высочайший уровень подготовки. Мы очень гордимся ими, их преподавателями, мастерами и родителями – всеми, кто сделал эти победы возможными. Это пример успеха для всех тех, кто сейчас обучается в колледжах и стремится к честолюбивым мечтам.
Искренне желаю студентам колледжей веры в себя, свои силы и таланты, любви к выбранному делу и совершенствования навыков. Мастерам и педагогам – терпения, мудрости, понимания и уверенности в том, что вся их работа и отношение к делу ежедневно помогают выращивать высококлассных профессионалов, которых так ждёт Россия» - такими словами поздравил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов с Днём профтехобразования.